"Рыбья кость" или диаграмма Исикавы
16.01.2007 15:25


У этого метода есть несколько названий: "причина и следствие", "рыбья кость", "диаграмма Исикавы".

Прием помогает определить все факторы, влияющие на проблему или желаемый результат. Создание схемы лучше всего во время мозговой атаки. Цель - перечислить все факторы, влияющие на качество процесса, и составить схему взаимодействия между ними.

Диаграмма Исикавы - структурная наглядная схема. Она иллюстрирует различные причины, влияние на процесс, сортирует их и показывает их взаимосвязи. Для каждого следствия существует ряд причин. Нужно сгруппировать их по категориям. Этот прием необходим для определения возможных причин возникновения проблемы или выяснения факторов, ведущих к улучшению. Для создания диаграммы нужно выработать причины и следствия.

Например, для определения текучести кадров в вузе можно воспользоваться данной диаграммой, предложенной К.Исикавой. Эта диаграмма помогает наглядно представить причины конкретной проблемы с тем, чтобы в дальнейшем последовательно устранять или минимизировать воздействие выявленных причин (рис. 1) [182].

Например, для проблем кадрового потенциала первоначально определяется вопрос, который необходимо устранить, например, большая текучесть кадров, - это основная "кость" диаграммы. Далее определяются факторы, которые послужили причиной возникновения проблемы, - средние "кости" диаграммы - недостаточная мотивация научно-педагогического персонала, его слабая вовлеченность в коллектив вуза, квалификация, не соответствующая требованиям вуза, слабое социально-экономическое обеспечение научно-педагогического персонала вуза, недостаточное информационное и материально-техническое обеспечение учебного и научно-исследовательского процессов в вузе и прочее. Экспертным путем оценивается степень влияния каждой из этих причин на проблему таким образом, чтобы оценки в сумме составляли единицу.

Затем по каждой из средних "костей" определяются свои причины неудовлетворительного состояния каждого из этих факторов, взвешивается влияние обнаруженных причин либо в долях единицы, либо в долях от веса, присвоенного рассматриваемому фактору. В результате получается ранжированный список причин, вызвавших высокую текучесть профессорско-преподавательского персонала вуза.

Пример диаграммы К. Исикавы
Рис. 1. Пример диаграммы К. Исикавы

Или можно рассмотреть пример использования диаграммы К.Исикавы для иллюстрации рейтинга преподавателя, рис. 2. Построение диаграммы включает следующие этапы:

  • выбор результативного показателя, характеризующего исследуемый процесс;
  • выбор главных причин, влияющих на показатель качества (их помещаю! в прямоугольники - "большие кости";
  • выбор вторичных причин ("средние кости"), влияющих на главные;
  • выбор (описание) причин третичного порядка ("мелкие кости"), которые влияют только на вторичные;
  • ранжирование факторов по их значимости и выделение наиболее важных.
Пример использования диаграммы К. Исикавы для иллюстрации рейтинга преподавателя
Рис. 2. Пример использования диаграммы К. Исикавы для иллюстрации рейтинга преподавателя


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.