Модель самооценки Т. Конти
18.01.2007 15:54


Модель самооценки, соответствующую современным требованиям, определяемую пока как модель будущего, предлагает Тито Конти, прямо противопоставляя модель процесса самооценки моделям процесса оценки при соискании премий но качеству [191]. Цели предполагаемого подхода:

  • выявить слабые и сильные стороны деятельности организации относительно поставленных целей;
  • планировать необходимые улучшения и нововведения в соответствии с ее возможностями;
  • использовать полученные оценки в процессах стратегического и оперативного планирования.

Предлагаемую модель самооценки можно определить как модель самооценки в стратегическом менеджменте качества для диагностики и корректировки стратегий и дальнейшего совершенствования стратегического планирования.

Тогда как главная цель оценки на премии по качеству - сравнение компании с другими и, соответственно, желание представить материалы в лучшем виде, что порождает стремление только к формальным символам достижения целей.

Если главной целью самооценки считать улучшение компании, то можно выявить целый ряд негативных моментов применения таких моделей для самооценки:

  • самооценка теряет диагностический характер вследствие изначально иных целей ее существования;
  • качество деятельности оценивается в конечном итоге по оформленной документации, за которой, возможно, стоит реально меньшее качество;
  • модели, предназначенные более для оценки существующего положения и корректировки главных несоответствий;
  • главный упор при оценке удовлетворенности - на основных потребителей:
  • результаты - критический фактор, по которому оценивается эффективность компании.
  • относительное влияние результатов самооценки на деятельность организации (могут быть учтены, а могут быть и нет);
  • выбор процессов для самооценки с точки зрения их важности для организации, при этом сам выбор может быть предметом оценки; критериями оценки чаще всего становятся результаты;
  • оценка лидерства только в отношении качества (поскольку премии по качеству).

Роль самооценки в стратегическом менеджменте качества

Роль самооценки в стратегическом менеджменте качества

Принципиальная модель самооценки Тихо Конти [194] отличает ярко выраженная диагностическая направленность процедуры, т.е. выявление процессов и явлений, требующих изменений для повышения эффективности и конкурентоспособности организации. При этом сама организация должна осознавать четкую направленность на осуществление ее основных миссий. Графическая роль самооценки в стратегическом менеджменте качества демонстрирует рис. 15.2.

В основе модели самооценки - взгляд на организацию как на систему, состоящую из факторов, управляющих системой, процессами и связями между ними, внешних входов и выходов. Ресурсы выдаются процессам, процессы ими распоряжаются, определяя результаты.

Модель самооценки состоит из трех основных блоков: системные факторы, процессы и результаты. Результаты достигаются за счет процессов, эффективность, гибкость которых в достижении целей зависит от широкого спектра факторов, образующих систему организации (системные факторы).

Особенностью модели является выделение в самостоятельный блок категории "процессы", как определяющей в конечном итоге результаты деятельности организации, соответствующие заявленным миссиям и целям; поэтому процессы - главный объект измерения, который помогает высветить причинно-следственные связи между тремя компонентами модели. Для оценки процессов рекомендуется использование множественных источников информации: текущие измерения, аудиты процесса, удовлетворенность потребителей, соответствие конечных показателей процесса измерениям удовлетворенности потребителей, улучшения по сравнению с результатами предыдущей самооценки, бенчмаркинг.

Отправная точка самооценки - приоритетные цели организации и цели улучшения из предыдущего годового цикла; выбор процессов для самооценки - соответственно приоритетным целям, что также отличает данную модель от моделей, приведенных выше.

В блок "системные факторы" введена категория "организационная структура", которая отсутствует в большинстве моделей премий, но которая, по мнению автора модели, очень важна в настоящее время, требующее применения новых организационных форм.

Модель самооценки базируется на четком прописывании миссии, стратегии развития организации, чтобы результаты самооценки можно было сравнивать с точки зрения приближения к ним. Если не определены цели, как можно оценивать результат деятельности? Особо подчеркивается при использовании данной модели необходимость расширения понятия "потребители" до понятия "заинтересованная группа" как группы, имеющей с организацией тесное двустороннее взаимодействие. Баллы и коэффициенты, обязательные для моделей на премии, не так важны в данном случае, даже можно полностью исключить их, однако, полезно использовать только для получения общей

оценки по каждой категории для сравнения категории и определения относительной значимости каждой. Оценка лидерства, присутствующая во всех моделях, здесь осуществляется с позиций видения организации по трем направлениям: в общих понятиях, в отношении определенных лидерами ценностей и развития их в организации, подходов к управлению и руководству в соответствии с миссией и целями.

Важной особенностью модели является ее гибкость, подстройка ее под конкретную организацию, тогда самооценка становится средством стратегического планирования, которое обеспечивает существенную часть информации для процесса стратегического планирования и указывает на элементы, нуждающиеся в улучшении.


 
 
© 2006 Реализация и сопровождение: ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика"
© Технологическая платформа: iPHPortal

При использовании материалов сайта ссылка на http://quality.edu.ru обязательна.